КЛЕЯЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Клеящие материалы являются важными элементами в багетной мастерской, но их часто неправильно используют. Каждый день багетные мастера их используют для различных целей, иногда не имея четкого понимания, как они действуют. Производители прекрасно рекламируют достоинства своих клеящих материалов, но, обычно, в багетных мастерских не знают об ограничениях своих клеящих материалов. Патентованные формулы и сложный химический состав отбивают охоту у производителей от предоставления излишней технической информации. Инструкции могут быть неясны и обобщены потому что производители не хотят ограничивать практическое применение и не могут предвидеть все способы использования клеящих материалов в багетных мастерских.

Проблемы консервационного оформления

«Не клеящие» техники обычно предпочтительны для консервационного крепления, но большинство из них по-прежнему содержат адгезивы. Крепление в капсулу из прозрачной пленки, крепление обшиванием или по периметру считаются не клеящими потому что клей напрямую не контактирует с предметом, а прикрепляет крепежи на подложку.
Есть ли прямой контакт или нет с обрамляемым предметом, мастера иногда используют клеящие материалы неправильно. Это может привести к некачественному креплению и повреждению собственности клиента. Например, когда крепление по краям или в капсулу начнет сползать, хрупкий или ценный документ может быть поврежден. Для мастеров было бы полезно понимание что может пойти не так в процессе крепления для предотвращения повторения прежних ошибок.
Поскольку не обойтись без клеящих материалов при оформлении работ заказчика, действующих прямо или косвенно на работу, мастерам необходимо делать мудрый выбор в отношении клеящих материалов, чтобы использовать их должным образом. Можно с уверенностью сказать, что репутация мастера зависит от того насколько правильно он выбирает и использует клеящие материалы.

Выбор клеящих материалов

Для багетного мастера выбор клеящего материала чрезвычайно важен. Но, к сожалению, мы сталкиваемся с недостатком информации клеящего состава, поэтому непросто понять последствия выбора. Таким образом Вы руководствуетесь опубликованной информации от производителя, слухам от других мастеров и собственным опытом. Для большинства мастеров, выбор клеящего материала, время от времени, сродни гаданию. Наверное, лучший совет — это изучать все, что Вы можете, о клеящих материалах, которые Вы используете и стремится делать выбор на основе максимальной информации.

Использование клеящих материалов

Полные и четкие инструкции доступны для каждого клеящего материала, но как много мастеров находят время прочитать и прислушаться к ним? Вы же можете это выяснить, правильно? И если Вы спешите, то считаете нормальным сократить время высыхания или пропустить шаг или два при подготовке, не так ли? Такого рода философия может привести, в конечном счете, к беде. Например, сухой монтаж требует охлаждения под грузом, но некоторые мастера пропускают этот последний шаг в процессе крепления. Часто причиной ослабления сухого крепления или появления пузырей являются отсутствие в процессе охлаждения под грузом. Беда в том, что Вы не можете предвидеть проблемы, связанные с клеем, которые произойдут через месяцы или годы, после того как крепление было сделано. И когда эти проблемы обнаруживаются, другой мастер может исправить это. Но эту проблему можно было бы избежать в случае правильного использования клеящего материала.

Клейстеры

По сравнению с другими клеящими материалами для крепления, клейстеры на водной основе относительно просты с точки зрения их химического состава. Обычно они недороги, нетоксичны, стабильны долгое время, pH нейтральны, растворимы в воде и обратимы.

Крахмальный клейстер один из самых простых клеев по химическому составу и, как правило, самый безопасный для использования при непосредственном контакте с пористыми поверхностями, такими как бумага. Пшеничный и рисовый клейстер имею различные консистенции, и некоторые мастера предпочитают один другому. Но оба они недороги, их легко приготовить, и они взаимозаменяемы для целей крепления.
Крахмальный клейстер вполне подходит для крепления с помощью нанесения клейстера по всей поверхности, но наиболее популярно его использование для подвесов. Консервационное подвешивание заключается в использовании крахмального клейстера для приклеивания подвесов из японской бумаги по краям произведения из бумаги. После высыхания крахмальный клейстер остается нейтральным и химически стабильным до бесконечности. Если в будущем требуется снятие подвесов, профессиональный реставратор сможет это сделать с использованием только воды и минимально агрессивными техниками.
Хотя процесс из крахмального клейстера и подвесов из японской бумаги прост, он требует вдумчивого применения и некоторую практику для предотвращения складок на работах из бумаги. Детальные инструкции по подвесам есть в различных книгах по багетному оформлению, но практические семинары дают более глубокое понимание процесса.
Так как клейстер не содержит консервантов, приготовленный крахмальный клейстер имеет короткое время применения, всего несколько дней, после чего становится водянистым и у него развивается плесень. Процесс приготовления крахмального клейстера чрезвычайно прост. Он поставляется в виде порошка и может быть приготовлен в пароварке или микроволновке. Перемешайте пять частей фильтрованной воды с одной частью порошка и готовьте до тех пор, пока клейстер не станет равномерно прозрачным. После приготовления, дайте остыть клейстеру, затем процедите его и храните в герметичном контейнере. Для хранения маленького количества крахмального клейстера удобны банки из-под детского питания. Клейстер ухудшается под воздействием воздуха, поэтому хранение приготовленного клейстера в банке, наполненной водой, замедляет порчу на несколько дней. Прочность сцепления крахмального клейстера ослабляется при его порче, поэтому крахмальный клейстер не нужно использовать после того как он начинает отделятся или пахнуть.

Метилцеллюлоза похожа на крахмальный клейстер и может применятся в большинстве похожих процессах. Приготовление не требуется, так как порошок просто разводится в воде, поэтому его изготовление проще. Другое преимущество метилцеллюлозы является его сопротивление плесени и паразитам. Можно добавить консервантов. С другой стороны, для подвесов, прочность склеивания метилцеллюлозы хуже, чем у крахмального клейстера и может ухудшаться с течением времени.
Коммерчески приготовленный клейстер напоминает очищенный клей для обоев, обычно содержащий химические добавки для скрепления и консерванты. Такой клей можно использовать для накатывания постеров, карт и других предметов утилитарной или декоративной ценности. Традиционно для такой накатки используется валик и последующее просушивание под грузом, процесс является трудоемким и длительным.

Гуммированные ленты

Приготовленная японская бумага с предварительно нанесенным клеевым слоем, активирующимся при соприкосновении с водой, может использоваться в качестве замены оторванных подвесов из японской бумаги и крахмального клейстера во многих случаях, но это является компромиссом. Во первых, клеевой слой не является крахмальным клейстером. Это может быть метилцеллюлоза и возможно содержит скрепители и консерванты, которые могут, через некоторое время, ослабить свои скрепляющие свойства. Кроме того, трудно контролировать количество влаги в предварительно приготовленном клеевом слое, из за которых могут возникнуть складки на художественной бумаге. Края готовой бумажной ленты не имеют оперения, предотвращающие выпуклости на художественной бумаге.

Гуммированные ленты, отличные от японской бумаги, могут подходить для некоторых не консервационных подвесов. Качество бумаги может быть проблемой; избегайте дешевых лент и старайтесь использовать ленты, сделанные из pH-нейтральной бумаги. В гуммированную ленту могут быть добавлены химические добавки и консерванты, поэтому даже лучшие из этих лент не подходят для консервационных подвесов.

Существует гуммированная льняная лента с предварительно нанесенным клеевым слоем, активирующимся при соприкосновении с водой. Эта лента рекомендуется для скрепления паспарту с подложкой, но также может использоваться для подвесов в некоторых случаях. Для подвесов льняная лента имеет некоторые недостатки, по сравнению с подвесами из японской бумаги и клейстером. Во-первых, ткань ленты достаточно толстая и не имеет оперения, поэтому она может продавливать художественную бумагу. Льняная лента сильнее большинства видов бумаг, которые она держит, поэтому произведение может быть порвано в месте крепления. Клеевой состав, вероятно, содержит химические добавки и консерванты, поэтому он не подходит для консервационного оформления, даже если эти подвесы можно легко удалить с помощью воды в будущем.

Акрил

Эта категория включает в себя жидкий материал, который художники используют чтобы разбавлять свои акриловые краски, гель, используемый для текстурирования фотографий и реплик холстов, и акриловая моделирующая паста. Акрил является хорошим выбором для монтажа не клеящих креплений, таких как обшивание. Он может быть накрашен на подложку, затем высыхает, и после активируется с помощью специального утюжка. В качестве клея для склеивания картона вместе, например для создания усиленного задника, используется кисть ил валик, позже он сохнет под грузом. Акриловые клеи pH нейтральны, инертны, водорастворимы, пока не засохли и водонепроницаемы, когда высохнут. Как клей, акрил не просто снимается, после высыхания, поэтому он не рекомендуется для прямого контакта с консервационными креплениями. Тем не менее, акрил безопасен и подходит для вспомогательного использования внутри консервационного сэндвича.

Клей, активируемый с помощью тепла

Сухие монтажные клеящие материалы доступны в нескольких вариантах, которые активируются при различных температурах, и они существуют в двух видах. Сухая бумага для крепления – это лист бумаги, пропитанный клеящим слоем, активирующимся при нагревании. После нагрева, под грузом, клеящий слой становится активным и приклеивает предмет к подложке, но при этом клей остается на бумаге. Пленка для сухого монтажа это только клеящий слой, она приклеивается, когда плавится.
Термореактивные клеи меняют химический состав при нагревании и не может быть смягчен при повторном нагревании. Процесс склеивания происходит только один раз при первом применении тепла, и при повторном применении может ухудшится связь некоторых сухих крепящих клеев. Будь то лист или пленка, склеивание происходит при нагревании.
Термопластичные клеи могут быть смягчены или реактивированы при повторном применении тепла, что делает их более универсальными и в какой-то степени удаляемый. И у бумаги и пленки склеивание происходит при охлаждении. Но так как все эти клеи, активируемые с помощью тепла, требуют агрессивные процедуры и решения для снятия, сухие крепежные пленки и бумага не считаются подходящими для консервационного крепления.

Сухое крепление - популярный, эффективный метод крепления фотографий, постеров и других легко заменяемых предметов в оформлении. Это сравнительно дорого в плане труда, материалов и оборудования. Нужен механический или вакуумный пресс, достаточно большое и дорогое оборудование для багетной мастерской. Кроме того, при использовании сухих крепежные клеев, необходимо использовать прокладочную бумагу для предотвращения попадания клея на непредусмотренные поверхности.
Процесс сухого монтажа является достаточно сложным, и не соблюдение всех этапов процесса чревато риском преждевременного разрушения склеивания. Детальные инструкции доступны у производителей, а также в книгах и на лекциях компетентных педагогов. Аккуратная работа, следование рекомендованным процедурам, имеет важное значение для успешного сухого монтажа. Необходимо уделить внимание четырем факторам:

  • В сухом монтаже проблемы создает влага. Гигроскопичные материалы (пористый картон и бумага) необходимо предварительно высушить перед сухим монтажом в механическом прессе. Если пропустить этот шаг, влага в материалах может производить пар во время нагрева, ослабляя связь любого клея, активирующего при нагревании. Исключение: если при сухом креплении использовать вакуумный пресс, предварительная сушка не нужна, потому что влагоудаление присуще вакууму.
  • Время выполнения операции зависит от продолжительности цикла нагрева под давлением. Недостаточное время выдержки может привести к неполной или слабой связи, так как тепло не успевает проникнуть во все монтажные материалы. В этом случае термопластичный клей может быть повторно нагрет для завершения связи, но при использовании термореактивного клея это непросто исправить с неправильным временем выполнения операции. Независимо от клеящего материала, избыточное время выполнения операции может испортить клей и ослабить связь или повредить работу, чувствительную к теплу, например, отпечаток со струйными чернилами или жикле. 
  • Контроль температуры имеет важное значение для обеспечения достаточного тепла, чтобы активировать клей и не допустить его порчу из-за избыточного тепла. Обычно, желательно использовать нижний рекомендуемый предел температуры, так как это снижает риск для чувствительных к нагреванию изображений.
  • Давление необходимо для поддержания тесной связи слоев в сухом монтаже на протяжение циклов нагревания и охлаждения. При недостаточном или неравномерном давлении при нагреве, материалы из картона или бумаги могут пойти волной или изогнуться, так как они растягиваются по разным нормам ослабляя определенные области связи термореактивных клеев. Затем, после окончания цикла нагрева, охлаждение под весом не менее важно. Так как слои сухого монтажа охлаждаются, они могут различно взаимодействовать, вызывая отслоение материала и ослабление связи в определенных места, особенно при использовании термореактивного клея.

Аэрозоли на основе растворителей

Положительная сторона клеев аэрозолей в их быстроте и удобстве использования. Негативная сторона – они относительно дороги и связь ослабевает со временем. Удаление остатков аэрозольного клея с работы требует агрессивного консервационного удаления с помощью растворителей, поэтому аэрозольные клеи не подходят для консервационного крепления. Инструкции производителя требуют соответствующей вентиляции, потому что спреи токсичны. Кроме того, в воздухе спрей может распространятся на значительное расстояние, оставляя остатки клея на большом пространстве.

Клеящие материалы, активирующиеся под давлением

Устанавливаемый монтажный клей, можно описать как лист с клеевой основой, без носителя, активирующаяся под давлением. Обычно он идет в рулонах. Процесс заключается в размещении клеющего слоя между подложкой, и предметом, последующим разглаживанием с помощью валика или скребка. Метод довольно быстр и удобен, для него не нужно специальное оборудование или подготовка. С другой стороны такое крепление недолговечно, и, вероятно, оно разрушится раньше других видов крепления.
Клей, активирующиеся под давлением, может быть нанесен на бумагу, пластик или ткань. (Лента ATG имеет только клеящий слой и не считается монтажным клеем). С помощью клея, активирующегося под давлением быстро и легко можно сделать не консервационные подвесы. В зависимости от качества и типа носителя и клея, клеящие материалы, активирующиеся под давлением, образуют большое разнообразие цветов, размеров и цен. После нанесения, ленте требуется разглаживание для активации склейки. Остатки клея могут проникнуть вглубь волокон бумаги или ткани и могут быть неудалимы, даже при активных консервационных операциях, поэтому клеящие материалы, активирующиеся под давлением, не подходят для консервационного крепления.

Клей Тип Свойства Ограничения Применение
Крахмальный клейстер Сушка Без химических добавок; нейтральное значение рН; неинертный; стабильный долгое время; немигрирующий; растворим в воде и обратим в воде; химический состав наиболее совместим с бумагой; низкая стоимость Требуется приготовление; может не приклеиваться к некотрым поверхностям; ограниченой прочности; реагирует на высокую влажность; короткий срок годности после приговления, если не запечатать в герметичный пакет Используется с подвесами из японской бумаги; ремонт разрывов на бумаге; мокрый монтаж
Метилцеллюлоза Сушка Такой же как и крахмальный клейстер; приготовление не требуется Такие же как и крахмального клейстера; за исключением того, что не требуется приготовление; может содержать добавки,такие как консерванты, которые могут ухудшить клей или изменить цвет со временем Такое же как и крахмального клейстера
Готовая мокрая паста Сушка Может быть рН-нейтральным; химически неактивный; немигрирующий; растворим в воде и обратим в воде; химический состав наиболее совместим с бумагой; быстрый; удобный; бюджетный Такие же как и крахмального клейстера; может содержать добавки,такие как консерванты, которые могут ухудшить клей; рН может измениться со временем Мокрый монтаж под вакуумом или механическом прессом до процесса сушки; ремонт бумажных изделий
Готовая японская бумага в виде ленты, гуммированная Сушка Прочные, длинные волокна японской бумаги, пропитанные клеем, активирующимся от воды Может не приклееваться к некоторым поверхностям; ограниченная прочность; реагирует на высокую влажность; клей на основе нейлона становится необратимым с течением времени Не консервационные подвесы и реставрация бумаги
Гуммированная бумажная лента Сушка Может быть бескислотна; водорастворимый клей; высокая клейкость; недорогой Может не приклееваться к некоторым поверхностям; ограниченная прочность; может реагировать на высокую влажность Упаковка; крепление задника к раме
Гуммированная льяная лента Сушка Прочный тканевый носитель с клеем на водной основе; гибкий; подходит для многократного изгиба; активируется от воды; недорогой Может не приклееваться к некоторым поверхностям; ограниченная прочность сцепления; может реагировать на влажность; может стать необратимым с течением времени Не консервационные подвесы; скрепление паспарту и подложки
Акрил Сушка Включает в себя жидкий материал, гель или пасту; реактивируется и снимается от тепла; водорастворим, когда влажный; рН-нейтрален; инертный; водонепроницаемый, когда сухой; подходит для консервационного сэндвича Крепление постоянно, не подходит для консервационного монтажа произведений искусства Паста: мастика для реставрации рам; гель: поверхностное текстурирование постеров и фотографий; жидкое: крепление ткани; разные клеевые материалы используются в консервационном офрмлении
Бумага для монтажа Нагрев Бумага, пропитанная одним из нескольких клеев; удобно использовать в механических и вакуумных прессах; возможность к повторному нагреву; может быть воздухонепроницамой Треюуется пресс; контроль влажности, времени, давления и температуры имеют решающее значение для долгосрочного успеха; необходимость остывания под весом; удаление требует растворителей; клей или его носитель могут ухудшаться с течением времени Сухое крепление декоративного искусства, фотографии. бумаги и ткани невысокой стоимости
Пленка для монтажа Нагрев Полностью клеятся (без бумаги); сво ства похожи на бумагу для монтажа; переносится при нагреве; приспосабливается под структуру Такие же как и у бумаги для монтажа, за исключением бумажного носителя Такие же как и у бумаги для монтажа
Аэрозоль Сушка Быстрый, простой Токсичные газы; распыление; связь ослабевает с течением времени; может менять цвет с течением времени; удаление с помощью растворителей Накатка постеров, фотографий, непористых поверхностей, таких как ламинированые карты и другие предметы невысокой стоимости
Устанавливаемый монтажный клей Давление Быстрый и простой в использовании; приклеивается к большинству поверхностей Требуется активация прессом или разглаживанием; с течением времени не выдерживает давления; не обратимый с пористых поверхностей; не подходит для консервационного крепления Накатка картин, фотографий и других предметов невысокой стоимости
Клей, активируемый под давлением Давление Носитель из бумаги, пластика или ткани с клеевым составом, активируемым под давлением; быстрый и удобный в использовании; широкий диапазон цен Требуется активация прессом или разглаживанием; слишком прочный, слишком толстый для консервационных подвесов Скрепление паспарту; не консервационные подвесы для тяжелых изделий

Клеящие материалы появились давным-давно. Археологами найдены керамические сосуды, возрастом 6000 лет, которые еще в то время были разбиты и склеены с помощью смолы. Первые клеящие материалы получались из растений или животных. Например, коренные американцы для производства клея растапливали копыта буйволов. В том месте, которое сейчас является восточной частью США, коренные американцы использовали смесь смолы ели и жира в качестве клея и конопатили этой смесью свои каноэ из бересты.
Кроме крахмальных клейстеров и некоторых других видов клея на водной основе, большинство клеев, используемых сегодня багетными мастерами являются продуктами современной химии. Они содержат широкий спектр химических элементов, которые комбинируются в зависимости от поставленных задач склеивания. Ассортимент материалов, которые необходимо склеивать при оформлении, бесконечен. В багетных мастерских приходится часто иметь дело с разнородными поверхностям, например, к бумаге приклеивается замша или ткань.

Что делает клеящий материал прочным?

Клеевое соединение состоит из трех элементов: сам клей и две поверхности, которые он скрепляет. Во первых силой клеевого соединения является способность клея приклеиваться к каждой из этих поверхностей. Если клей идеально приклеивается только к одной из поверхностей, то такое соединение будет слабым. Возможно это кажется элементарным, но в багетном бизнесе соединения часто разрушаются именно из того, что клей был предназначен только для одного из материалов. Прочность адгезии между клеем и материалом зависит от молекулярной связи между ними. Багетному мастеру не нужно знать полную химическую структуру соединения, но ему полезно знать, что соединение имеет молекулярную структуру и взаимодействующих между собой атомов. Молекулы состоят из атомов, которые содержат электроны, заряженные позитивно или негативно. Как правило, чем сильнее позитивное/негативное взаимодействие между атомами, тем сильнее клеевое соединение.
Есть два основных типа химической связи, которые соединяют атомы вместе:

  • Ковалентная связь, при которой связь образуется парой электронов, поделённой между двумя атомами.
  • Ионная связь, при которой связь образуется когда один или более электронов переходит к атому.

Площадь поверхности адгезива имеет важное значение в прочности связи. Большая площадь контакта поверхности с клеем, как правило, приводит к более сильной связи, а меньшая площадь приводит к более слабой связи. Пользователь может определить поверхность площади клея в соответствии с необходимостью, и необязательно, что будет лучше максимально большая поверхность с клеем. Например, при присоединении паспарту к четверти глубокого багета со стеклом, было бы достаточно несколько небольших капель клея, чтобы удержать паспарту. Таким образом, можно будет вытащить паспарту и позже его установить на тоже место, при необходимости заменить разбитое стекло. Если бы паспарту были бы наклеены на большой поверхности, наверняка бы оно пришло в негодность в процессе удаления и багетному мастеру пришлось бы делать новое паспарту. В то же самое время, при соединение углов рамы нанесение клея по всей срезанной поверхности багета даст наилучшее возможное соединение.
Вязкость относится к сопротивлению течения жидкости. Жидкость с низкой вязкостью, обычно, жидкая и водянистая. Густая паста имеет более высокую вязкость. Низкая вязкость важна при капиллярном  склеивание, при котором жидкость распространяется между двумя поверхностями. Например, два стеклянных края могут быть соединены капиллярным способом  с помощью цианоакрилового клея с низкой вязкостью, например таким как супер клей.
Поверхностное натяжение жидкости часто связано с вязкостью, но это разные вещи. Жидкость с низким уровнем поверхностного натяжения, как правило, текучая и впитывается в пористые поверхности. Жидкость с подобной вязкостью, имеющей высокий уровень поверхностного натяжения, как правило, будет образовывать "лужу", а не впитываться.
Например, водянистый цианоакриловый клей из примера выше, вероятно, может также иметь низкий уровень поверхностного натяжения и будет впитываться в бумагу. С другой стороны, чернила такой же вязкости содержит связующие вещество, например гуммиарабик, предотвращающее сильное протекание в бумагу. Низкая вязкость чернил позволяет ей течь через ручку, но высокое поверхностное натяжение предотвращает впитывание в бумагу. 
Поверхностное натяжение клея также имеет важно значение для соединения пористых поверхностей, таких как срез деревянной рамы. Большинство клеев в багетной мастерской впитывается в волокна древесины, обеспечивая хорошее схватывания дерева. Но если дерево пропитается слишком сильно, результатом этого может быть непроклееный шов, тем самым между поверхностями остается недостаточно клея для прочного соединения. 

James Miller
PFM, Июль 2008
Поиск