18 марта 2015 года в Главном штабе открылась выставка одной картины Огюста Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт».
Пропустить такое событие было бы преступлением.
Насладившись шедевром, я решил, уже в который раз, посмотреть Эрмитажную коллекцию импрессионистов.
Бродя по залам, я вспомнил довольно старый анекдот о Дега, который написал Амбруаз Воллар в своей книге Degas (Paris, 1924), который приведу ниже:
«Как я уже говорил, Дега постоянно стремился к совершенству и потому не любил выпускать что-либо из своей мастерской.К тому же он боялся, что на его картинах переменят рамы. Когда он решался расстаться с одним из своих «изделий», как он называл свои картины, то отдавал его уже оформленным. Если же он так уважал покупателя, что вручал ему вещь без рамы, то он неизменно рекомендовал: «Идите к Лезену (изготовитель рам, которому он доверял), я зайду туда выбрать раму».Для паспарту своих рисунков он предпочитал бумагу прекрасного синего цвета, которой когда-то пользовались для упаковки сахарных голов. Рисунок отделялся от паспарту белой полоской шириной в полсантиметра. Дега говорил всегда: «Не надо углубленных скошенных краев, они режут изображение».Что касается рам, то больше всего ему нравилась рама с вырезами наподобие петушиного гребня (она так и называлась «петушиный гребень»). Дега сам нарисовал ее профиль. Цвета своих рам он подбирал также сам, пользуясь красками, которыми обычно красили садовые стулья. Уистлер шутил над ним: «Ваши садовые рамы...»Можно представить себе, каково было негодование Дега, когда любитель, желая сделать картину «богаче», заменял раму, выбранную с такой любовью, золотым бордюром. Дело кончалось ссорой. Дега возвращал деньги и уносил картину.Однажды он был приглашен на обед к одному из своих старых друзей. Еще из передней он заметил, что одна из его картин — в золотой раме. Тогда он снял картину, монетой в 2 су отогнул штифты, которыми холст прикреплялся к раме, и унес его. «Где же Дега? — спросила хозяйка дома.— Ведь это он сейчас вошел?» Дега больше не видели в этом доме. «Вот и доверяйте друзьям!» — говорил он. А «друг» воображал, что художник нашел раму недостаточно богатой: «Рама в 500 франков! Какую же ему еще нужно?»— С мсье Руаром вы по крайней мере можете быть спокойны. Он не сменит рам на ваших картинах.Дега: — Да, но дело не только в раме... Прежде чем я позволю вынести что-либо из своей мастерской...И мсье Руар, конечно, знал, что Дега всегда хочется исправить какую-нибудь деталь своего произведения, даже самого проработанного; поэтому он предусмотрительно прикрепил своих знаменитых «Танцовщиц» цепью к стене.— Посмотрите-ка, Руар, вот эта нога... Если ее немного поправить... Но тот нимало не беспокоился, уверенный в прочности цепи.»
К сожалению, сохранилось мало оригинальных рам Дега, но остались его записные книжки, на страницах которых, мы можем увидеть наброски тех рам, которые придумал Дега.
Смотря на эти рисунки, вспоминаются слова Ренуара: «Дега был… прозорлив. Возможно, что он держался дикобразом, чтобы спрятать свою подлинную доброту. Не скрывался ли за черным сюртуком, твердым крахмальным воротничком и цилиндром самый революционный художник во всей новой живописи?»
Поэтому, я люблю рамы Дега называть не «петушками», а «дикобразами».
К сожалению, В Эрмитаже нет произведений Дега с оригинальными рамами.
Эдгар Дега "Танцовщица"
Эдгар Дега "Этюд с двумя фигурами"
Эдгар Дега "Площадь согласия"
Я живо представляю, как Эдгар Дега нервно ходит по залам, и не обращая внимания на смотрителей, уверенными движениями снимает свои картины, вынимает их из рам, и быстро уходит.
Лично у меня нет никаких сомнений, что именно так бы и произошло. А у Вас?